Практическая работа № 2

Тема: Создание и редактирование документов большого объёма, а также таблиц, формул и графических объектов в Microsoft Word из пакета Microsoft Office 2016 и аналогов.

Цель проведения. В результате выполнения лабораторной работы студент должен научиться работать с документами большого объёма, приобрести навыки создания и изменения таблиц, рисунков, вставки в текст символов, формул, графических изображений в текстовых редакторах (Microsoft Office 2016 и аналогов).

Продолжительность работы - 4 часа.

 

Содержание теоретического минимума.

1. Работа с таблицами

а) Создание таблиц

б) Форматирование текста в таблицах

в) Разбиение таблицы на две и более

г) Отображение или скрытие линий сетки в таблице

д) Изменение структуры таблицы

е) Размещение таблиц в альбомном/книжном формате

2. Вставка формул и символов

3. Разработка и вставка графических объектов

а) Использование панели рисования для создания графических объектов

б) «Снятие» иллюстрации с экрана монитора и вставка в документ рисунков, созданных в графических редакторах

в) Создание в Microsoft Word графиков и диаграмм

Краткие теоретические сведения.

1. Работа с таблицами

Для размещения информации в параллельных столбцах может применяться табуляция, однако намного проще использовать с этой целью таблицы. Оформленный в виде таблицы блок текста можно форматировать, редактировать, перемещать, а если нужно – то и удалить.

а) Создание таблиц

Создать таблицу можно следующими способами:

1.        2016: вкладка «Вставка» → группа «Таблицы» → кнопка «Таблица» → пункт «Вставка таблицы» → выбрать нужную структуру таблицы (аналоги Word: с помощью кнопки «Вставить таблицу», расположенную на стандартной панели инструментов);

 

               Рис

 

2.        2016: вкладка «Вставка» → группа «Таблицы» → кнопка «Таблица» → пункт «Вставить таблицу», указав нужное число строк и столбцов и ширину столбцов (аналоги Word: Меню → Таблица → Вставить таблицу);

3.        2016: вкладка «Вставка» → группа «Таблицы» → кнопка «Таблица» → пункт «Нарисовать таблицу» → начертив границы таблицы возможно преобразовать её с помощью открывшейся вкладки «Конструктор» (аналоги Word: Меню → Таблица → Нарисовать таблицу или с помощью кнопки «Панель границ» на стандартной панели инструментов). В данном случае указатель мыши принимает вид карандаша, и передвигая мышь, рисуется прямоугольник, ограничивающий область таблицы и разбивается таблица на ячейки. При этом появляется вкладка «Конструктор» (аналоги Word: панель инструментов «Таблицы и границы»), позволяющая создавать и корректировать таблицу. После этого создаётся необходимое количество строк и столбцов, начертив их границы.

Внимание!   В MS Word 2016 при выделении таблицы (или её ячеек) открываются новые вкладки «Конструктор» и «Макет» (см. рис. выше), с помощью которых возможно добавлять различные параметры таблицы, изменять границы, выбирать стиль таблицы, объединять и разбивать ячейки, выравнивать текст внутри таблицы и др.

б) Форматирование текста в таблицах

Word позволяет форматировать как всю таблицу сразу, так и каждую ячейку в отдельности. Для этого необходимо выделить форматируемые ячейки таблицы и войти 2016: вкладка «Макет» → группа «Таблица» → кнопка «Свойства» (аналоги Word: Меню → Таблица → Свойства таблицы или воспользоваться панелью форматирования).

Содержимое каждой ячейки рассматривается как отдельный абзац.

Для изменения направления текста в таблице нужно выделить ячейку или группу ячеек, которые необходимо развернуть и войти 2016: вкладка «Макет» → группа «Выравнивание» → кнопка «Направление текста»  (аналоги Word: Меню → Формат → Направление текста/ Символы → вкладка Положение → пункт Вращение / Масштабирование).

в) Разбиение таблицы на две и более

Для того, чтобы разбить таблицу надвое и более таблиц, необходимо установить курсор в той строке таблицы, которую хотим сделать первой строкой в отделяемой части таблицы и выбрать команду 2016: вкладка «Макет» → группа «Объединить» → кнопка «Разделить таблицу» (аналоги Word: Меню → Таблица → Разбить таблицу).

г) Отображение или скрытие линий сетки в таблице

Все таблицы по умолчанию имеют тонкую сплошную линию границы чёрного цвета, которая выводится при печати. Удаление границы не приводит к исчезновению линий сетки – их необходимо скрыть. Для этого нужно войти в 2016: вкладка «Макет» → группа «Таблица» → кнопка «Отобразить сетку» - повторное нажатие на эту кнопку скрывает сетку (аналоги Word: Меню → Таблица и выбрать команду Скрыть сетку/ Свойства таблицы → вкладка Обрамление).

Другим вариантом скрытия сетки является 2016: вкладка «Главная» → группа «Абзац» → кнопка «Границы» или вкладка «Конструктор» → группа «Обрамление» → кнопка «Границы» (аналоги Word: кнопка «Границы», на панели инструментов «Форматирование», и выбор соответствующего варианта).

д) Изменение структуры таблицы

Изменить структуру таблицы можно следующим образом:

1.    Вставка строк/столбцов в таблицу:

-          Вставка строки в конце таблицы. Для этого щёлкните на последней ячейке и нажмите клавишу «Tab».

-          Вставить несколько строк/столбцов в середину таблицы: поставьте курсор в то место таблицы, куда требуется добавить строки/столбцы. 2016: вкладка «Макет» → группа «Строки и столбцы» → кнопка «Вставить снизу» или «Вставить сверху» или «Вставить справа» или «Вставить сверху» (аналоги Word: Меню → Таблица → Вставить строки/столбцы) или с помощью контекстного меню и параметра «Вставка».

2.    Удаление строк /столбцов. Выделить строки/столбцы необходимые для удаления 2016: вкладка «Макет» → группа «Строки и столбцы» → кнопка «Удаление» (аналоги Word: Меню → Таблица → Удалить строки/столбцы) и выбрать необходимый компонент для удаления.

3.    Объединение ячеек. Выделить ячейки: 2016: вкладка «Макет» → группа «Объединить» → кнопка «Объединить ячейки» (аналоги Word: Меню ® Таблица ® Объединить ячейки).    Или с помощью ластика 2016: вкладка «Макет» → группа «Рисование» → кнопка «Ластик» (аналоги Word: на панели инструментов «Таблицы и границы» выбрать «Ластик»).

4.    Разбиение ячеек. Выделить ячейки 2016: вкладка «Макет» → группа «Объединить» → кнопка «Разделить ячейки» (аналоги Word: Меню ® Таблица ® Разбить ячейки).    Или 2016: вкладка «Макет» → группа «Рисование» → кнопка «Нарисовать таблицу» (аналоги Word: на панели инструментов «Таблицы и границы» с помощью кнопки «Нарисовать таблицу»), нарисовав новые границы ячеек.

е) Размещение таблиц в альбомном/книжном формате

Если таблица имеет много столбцов и не помещается в границы рабочей области страницы, то необходимо изменить ориентацию страницы с «Книжной» на «Альбомную». Для изменения ориентации необходимо выделить фрагмент текста (страницы) который необходимо поместить на новый лист.  2016: вкладка «Разметка страницы» → группа «Параметры страницы» → кнопка «Ориентация» (аналоги Word: Меню → Формат → Страница → вкладка Страница) и выбрать нужную ориентацию страницы.

2. Вставка формул и символов

Для вставки в текстовый документ математических или статистических расчетов, формул используется редактор формул.

 

В MS Word 2016 редактор формул встроен, поэтому для набора формулы в данном Office требуется войти на вкладку «Вставка» → группа «Символы» → кнопка «Уравнение/Формула» → откроется вкладка «Работа с уравнениями». В текст будет вставлена рамка (область набора формулы) в которой и надо начать набирать формулу с помощью имеющихся шаблонов (аналоги Word: Меню → Вставка → Объект → Формула Math).

 

Рис. 2016: вставка формул

Иногда в аналогах Word или в более ранних версиях для набора формулы используется «Редактор формул». Для работы с ним поместите курсор в то место текста, где она должна быть расположена, и щелкните кнопку «Редактор формул» или Меню → Вставка → Объект → Формула. В текст будет вставлена рамка (область набора формулы) и откроется окно «Формула».

Рис. Окно «Формула»

Окно разделено на кнопки. Каждой кнопке соответствует свой набор математических символов. Комбинируя символы из наборов и символы раскладки клавиатуры, вы можете создать довольно сложные математические формулы.

В формулах или тексте часто используются символы, которых нет в используемом шрифте. Для вставки специальных символов в текст можно использовать 2016: вкладка «Вставка» → группа «Символы» → кнопка «Символ» (аналоги Word: Меню → Вставка → Символ вкладки «Символы» и «Специальные знаки»).

3. Разработка и вставка графических объектов

а) Использование элементов рисования для создания графических объектов

Microsoft Word обладает собственными инструментами для создания иллюстраций. В MS Word 2016 для создания иллюстраций необходимо войти на вкладку «Вставка» → группа «Иллюстрации» → кнопка «Фигуры» и выбрать фигуру с помощью имеющихся шаблонов.

Рис. Аналоги Word. Панели инструментов.

Аналоги Word: войдите в Меню →  Вид → Панели инструментов или щелкните правой кнопкой мыши на любой панели инструментов. Откроется контекстное меню (см. рис. справа), в котором установите галочку  напротив пункта «Рисование». Ниже полосы горизонтальной прокрутки (внизу экрана) появится панель инструментов «Рисование». Используя эту панель, возможно создавать довольно сложные иллюстрации, не обращаясь к специальным графическим редакторам.

 

Рис. Панель инструментов рисование. Аналоги Word

Сразу после выбора фигуры для рисования в рабочей области выделяется окно для создания рисунка. Возможно, создавать рисунок в данной области, а возможно и игнорировать её, создавая рисунок в другом месте. Тогда выделенная область исчезает.

Если рисунок создаётся в выделенной области, то он легко перемещается в другое место вместе с данной областью и элементы между собой можно не связывать. Иначе, для связывания элементов между собой нужно:

1.     Удерживая кнопку «Shift» выделить все элементы рисунка;

2.     Нажав правую кнопку мыши, вызвать контекстное меню;

3.     Выбрать опцию Группировка → Группировать.

Теперь все элементы сгруппированы между собой и при перемещении не «разъедутся» друг относительно друга.

Если нужно внести изменения в расположение данных элементов относительно друг друга, то выделив сгруппированную область, вызываем контекстное меню и выбираем опцию Группировка → Разгруппировать.

Рис. Группировка объектов

 

Для добавления надписи в элемент, надо выделить данный элемент и в 2016: в появившейся вкладке «Формат» группа «Вставка фигур» нажать клавишу «Надпись» (аналоги Word: на панели инструментов «Рисование») и выделить область, в которую будет помещён текст. На экране появится рамка с мигающим курсором внутри. Набрав текст внутри рамки, и щелкнув в любом месте документа (за рамкой) выделение с рамки снимется, и на экране останется обведенный тонкой линией прямоугольник с текстом на непрозрачном фоне.

Или с помощью контекстного меню во всплывающем окне выбрать опцию «Добавить текст». Здесь сразу возможно вставлять нужный текст в выделенный элемент.

Обычно линия вокруг рамки с текстом не нужна. Чтобы ее убрать и сделать фон прозрачным нужно:

1.        Подвести курсор к рамке и, когда он превратится в четырех-направленную стрелку, щелкнуть правой кнопкой мыши;

2.        В открывшемся контекстном меню выбрать пункт в 2016: «Формат фигуры» и откроется справа область «Формат фигуры» (аналоги Word: «Формат надписи»).

3.        Открыть вкладку 2016: «Параметры фигуры» - справа (аналоги Word: «Цвета и линии»);

4.        В области «Заливка» в пункте «Цвет» выберите «Нет заливки», чтобы убрать непрозрачный фон.

5.         В области «Линии» в пункте «Цвет» выберите «Нет линий», чтобы убрать рамку вокруг надписи.

 

Если требуется поменять направление текста в элементе, выделите нужный текст, выберите 2016: вкладку «Формат» → группа «Текст» → кнопка «Направление текста».

Нарисовать график любой функции (в том числе и нелинейной) возможно следующим образом:

1.     2016: вкладка «Вставка» → группа «Иллюстрации» → кнопка «Фигуры» кнопка «Кривая» (аналоги Word: на панели инструментов «Рисование» выберите  Автофигуры → Линии / Полилиния /  Изменение геометрии).

2.     Щелкните в точке, в которой начинается кривая, и, не нажимая левую кнопку мыши, протащите линию до точки перегиба.

3.     В точке перегиба щелкните мышью и протащите линию в точку следующего перегиба и т.д.

4.     Для прерывания рисования кривой, дважды щелкните мышью.

 С помощью линий, стрелок и кривой несложно нарисовать любой график.

Замечание. Возможно изменять толщину и тип линий (как отдельных линий, так и линий в составе геометрических фигур), а также внешний вид стрелок. Изменения вносятся после того, как линия нарисована. Для этого необходимо выделить линию (фигуру), щелкнув по ней левой клавишей мыши, а затем 2016: вкладку «Формат» → группа «Стили фигур» → кнопки «Контур фигуры» и нажать одну из следующих кнопок:  «Толщина»,  «Штрихи»,  «Стрелки». При нажатии на эти кнопки, открывается меню с образцами стилей. Выбрав понравившийся образец, измените внешний вид линии, стрелки или фигуры.

б) «Снятие» иллюстрации с экрана монитора и вставка в документ рисунков, созданных в графических редакторах

Если средствами вкладки «Вставка» или панели «Рисование» (для аналогов Word) в Microsoft Word не удалось создать требуемую иллюстрацию, то можно «взять» эту иллюстрацию с экрана монитора или воспользоваться для ее создания любым графическим редактором, например, Adobe Photoshop, Gravit Designer, Vectr, Microsoft Paint и др.

Для того чтобы «взять» иллюстрацию с экрана монитора нужно:

1.     Вывести на экран монитора требуемую иллюстрацию.

2.     Нажать на клавиатуре кнопку «Print Screen» (при этом вид экрана занесется в буфер).

3.     Вызовите любой графический редактор, например, простейший - Microsoft Paint и нажмите клавиши «Ctrl+V» или вызовите контекстное меню Вставить. В окне графического редактора высветиться то, что было на мониторе в момент нажатия кнопки «Print Screen».

4.     Вырежьте нужный фрагмент и скопируйте его в необходимое место. Или запомните иллюстрацию в виде графического файла.

 В графическом редакторе Microsoft Paint для выделения части иллюстрации можно воспользоваться инструментом «Выделение» на панели инструментов «Набор инструментов» в правом верхнем углу, а затем с помощью копирования переместить её в нужную часть документа.

Для вставки иллюстрации в текст из файла необходимо:

1.     Выберите опции 2016: вкладка «Вставка» → группа «Иллюстрации» → кнопка «Рисунки» (аналоги Word: Меню → Вставка → Риcунок → Из файла).

2.     Откроется окно «Добавление рисунка». Выберите папку, в которой сохранена иллюстрация.

3.     Выделите имя файла с требуемой иллюстрацией и нажмите кнопку «Вставить».

Иллюстрация будет вставлена в документ.

в) Создание в Microsoft Word графиков и диаграмм

Чтобы придать работе современный вид, а результатам исследования - большую наглядность, не обойтись без диаграмм и графиков. Для создания графика или диаграммы можно воспользоваться разными средствами Microsoft Office. Например: Microsoft Excel или средствами, для построения графиков встроенными в Microsoft Word. Рассмотрим, как это сделать в Word.

1.     2016: вкладка «Вставка» → группа «Текст» → кнопка «Объект» → пункт «Объект» → Диаграмма Microsoft Office Excel. (Аналоги Word: Меню → Вставка → Объект… / Диаграмма. Откроется окно «Вставка объекта»).

Рис. Окно «Вставка объекта»

 

2.    Вкладка «Создание» выберите тип объекта: «Диаграмма Microsoft Excel». Появиться шаблон для построения диаграммы.

3.    На листе «Диаграмма1» будет сама диаграмма, а на листе «Лист1» данные для неё. Заменив в таблице данные шаблона на требуемые, получим искомую диаграмму (график). Строки на вкладке «Лист1» можно добавлять или удалять с помощью контекстного меню.

При перемещении курсора из области диаграммы в область текста вспомогательная таблица исчезает. Остаётся только диаграмма.

 

Рис. Изменение параметров диаграммы

Изменить тип диаграммы, убрать линии сетки, добавить заголовок и т.д. возможно с помощью контекстного меню («Тип диаграммы», «Параметры диаграммы») или с помощью панели инструментов «Диаграммы», появляющейся сразу после построения диаграммы рядом со стандартной панелью инструментов.

Задание на практическую работу

1.         Ознакомьтесь с теоретическим минимумом (описанным выше) для выполнения данной практической работы.

2.         Создайте новый файл в текстовом редакторе Microsoft Word.

Часть I

3.         Введите надпись «ЧАСТЬ 1».

4.         Введите заголовок:

 

«План работ на … неделю ( с … по … месяц 20... г.)

Менеджера: ФИО».

 

5.         Создайте таблицу №1 состоящую из 4 столбцов и 11 строк.

6.         Разбейте таблицу на две так, чтобы верхняя таблица (таблица №1) содержала шесть строк, включая заголовки столбцов.

7.         Заполните таблицу № 1 следующим образом:

Первая строка таблицы должна содержать заголовки столбцов: Дата, Время, Мероприятия и Примечания. Они должны быть выполнены шрифтом Times New Roman – 14. Остальной текст таблицы должен быть заполнен шрифтом строки Arial – 11.

 

8.         В первом столбце измените направление текста в таблице кроме первой ячейки.

9.         Заполните таблицу №1 плана работ на неделю. Образцом может служить помещённый ниже образец 1 (смотри приложение).

10.     Вставить принудительный разрыв страницы.

11.     Измените ориентацию новой страницы (на альбомную).

12.     На новой  странице введите заголовок:

 

«Отчёт по отпуску товара за … неделю ( с … по … месяц 200.. г.) 

Менеджера: ФИО».

 

13.     Оформите таблицу №2 следующим образом:

Первая строка таблицы должна содержать заголовки столбцов: Клиент, Дата, Сумма и Форма отпуска. Они должны быть выполнены шрифтом Arial – 12. Остальной текст таблицы должен быть заполнен шрифтом строки Arial – 10.

 

14.     В таблице №2 в последней строке объедините две первые ячейки и в них  напишите слово: «Итого:».

15.     Заполните таблицу №2 «Отчёт по отпуску товара». Имея в виду, что формой отпуска товара могут быть: предоплата, отсрочка платежа, оплата по факту и возврат (т.е. возврат товара и поэтому сумму возврата надо ставить со знаком минус).  Например, как на образце 2.

16.     Откройте программу «Калькулятор» и посчитайте, на какую сумму было отпущено товара. Результат занесите в ячейку на пересечении колонки «Сумма» напротив строки «Итого:».

17.     Вставьте между 3-ой и 4-ей строкой новую строку. Заполните её.

18.     Откорректируйте сумму в колонке «Итого:».

19.     Уберите линии сетки во всей таблице, кроме первой строки.

20.     На этой же странице ниже создайте нумерованный список достижений за истекший период. (Не менее двух пунктов).

21.     Вставьте в документ верхний колонтитул со своей фамилией, датой создания документа.

22.     Проставьте нумерацию страниц документа – нижний колонтитул.

23.     Сохраните файл.

24.     Вставьте принудительный разрыв страницы.

25.     Покажите результат преподавателю.

26.     Приступите к выполнению части II лабораторных работ.

Часть II

1.         На новом листе напишите «ЧАСТЬ 2».

2.         Создайте формулы по следующим выражениям:

a)        

 

b)      

 

c)     Запишите формулу, по которой можно рассчитать значения корней квадратного уравнения 2*X- 3*X + 5*K=0.

 

3.         Записать в виде формул следующие выражения, с помощью команды «Символ»:

a)     А больше Б больше С;

b)    Лямбда стремится к бесконечности;

4.         Создайте следующие изображения и подпишите их:

a)     схему циклического алгоритма (смотри приложение в конце);

b)    график параболы;

c)     график гиперболы.

5.         В графическом редакторе Paint создайте рисунок, куда поместите вид вкладки «Вставка» (или команды меню) и там же напишите пояснения к каждой группе кнопок.

6.         Рисунок, созданный в предыдущем задании выделить и с помощью копирования поместить в Документ Word.  

7.         Этот же рисунок сохраните под именем «Пример» и вставьте его в Word как объект.

8.         Заполните свойства файла, в которых укажите свои ФИО в качестве автора файла и тему, соответствующую данной лабораторной работе.

9.         Все таблицы, формулы, рисунки и схемы должны быть помещены в один файл.

10.     Покажите результат преподавателю.

11.     Выключите компьютер, приведите в порядок Ваше рабочее место.

 

 


Приложение к практической работе 2

 

Примеры таблиц

 

Пример таблицы 1

 

 

 

 

 

Пример таблицы 2

 

 

 

 

Алгоритм[1]

 

 

 



[1] Рисунок взят из Интернета из открытого доступа.